Дикая Рыжая Белка (simplehead) wrote,
Дикая Рыжая Белка
simplehead

Дилижансы в России

Оригинал взят у gurdrug в Дилижансы в России
Оригинал взят у sergeytsvetkov в Дилижансы в России
В XVIII – начале XIX в. Москву и Петербург соединял извилистый проселочный путь длиной 750 километров. В те времена по нему ездили в основном почтовые тройки и кибитки частных лиц.



Во время заграничных походов 1813-1814 гг. русские познакомились с европейскими видами транспорта, в том числе с дилижансами, которые Ф.М.Глинка в своих записках описывал в следующих словах: «Дилижанс - преогромная и превыгодная карета, в которой всяк за сходную цену может нанять себе место. Тут сидишь, как в комнате, в обществе пятнадцати или шестнадцати разного звания, разных свойств и часто разных наций людей. Монах, лекарь, офицер, дряхлый старик и молодая девушка нередко случаются тут вместе. Всякий делает, что хочет. Один читает, другой говорит, третий дремлет, четвертый смеется, пятый зевает».

Вскоре зарубежный опыт перемещения нашел применение и в родном отечестве.

В 1820 г., почти одновременно с началом строительства нового Московского шоссе, князь М.С. Воронцов возглавил акционерную компанию для устройства регулярного движения дилижансов между двумя столицами. Между прочим имелось в виду и показать, что Россия не уступает Европе по части удобства передвижения.

Дилижансы представляли собой длинные обтянутые кожей возки, с двумя оконцами, спереди и сзади, потому что пассажиры сидели посередине двумя рядами, спинами друг к другу; их разделяла перегородка.

Зимой дилижансы брали четырех пассажиров, летом шестерых, да еще двое могли поместиться рядом с кучером. Поездка в дилижансе обходилась дорого, одно место внутри экипажа стоило 100 рублей (в два раза больше месячного жалованья мелкого чиновника), на открытом воздухе – 75 рублей, вследствие чего этим видом транспорта пользовалась только «чистая публика». Отправлялись дилижансы по расписанию, два раза в неделю, по пути делали остановки на ночь в придорожных городах и станциях. Из письма П.А.Вяземского (июль 1830) узнаем, что дорога занимала обыкновенно около четырех суток, во время которых путешественники успевали сделать еще массу других дел: «10-го выехали мы из Петербурга с Пушкиным в дилижансе. Обедали в Царском Селе у Жуковского. В Твери виделись с Глинкой. 14-го числа утром приехали мы в Москву».

По тем временам это было очень неплохо, хотя А. С. Пушкин в одном письме к жене и ворчал: «Дилижанс поспешал как черепаха, а иногда даже как рак».

Впрочем, порой скорость перемещения еще более возрастала, свидетельством чему являются следующие строки из повести А.Погорельского "Двойник или Вечера в Малороссии": "Главное же преимущество наших дилижансов пред иностранными состоит в скорой езде. Если дорога изрядная, то путешествие из Москвы до Петербурга не продлится более трое суток; и вы согласитесь со мною, что такая скорость в чужих краях, особливо в Германии, показалась бы невероятною". Надо полагать, речь идет о зимнем накатанном пути.

Вот как описывает Ф.Ф.Вигель свои дорожные впечатления от путешествия на дилижансе: "…Я взял место и 4 декабря поехал по столь знакомой мне дороге. Сидел я в экипаже, который казался тогда затейливым. Это была низкая кибитка, немного подлиннее обыкновенной; но она была прочно сделана, хорошо обтянута кожей и разгорожена надвое. Лежать было невозможно: четыре человека, разделенные перегородкой, сидели друг к другу спиной и смотрели двое вперед, двое назад по дороге. Как дотоле зимняя кибитка значила лежанье, то наши мужички, глядя на новое изобретение, дилижансы прозвали нележанцами... Спутников было у меня всего только двое: старый немец-ремесленник с женою; они сидели в одной из двух отправленных кибиток, и я один в другой, и оттого мне было раздолье. Виделся я с ними только на станциях и даже обедал вместе с ними».



Для пассажиров победнее существовали так называемые «сидейки» нечто вроде омнибуса или линейки. Проезд на них обходился в шесть раз дешевле, чем в дилижансе. Зато и тащились они из столицы в столицу почти неделю.

За 30 лет работы дилижансы перевезли больше 80 тысяч пассажиров. Но в ноябре 1851 г. открылась железнодорожная ветка Петербург–Москва. Время, которое пассажиры проводили в дороге, сократилось до 22 часов. Эпоха дилижансов отходила в прошлое. В 1880-х гг. Глеб Успенский уже с ностальгической грустью писал: «Вот-вот уже исчезнут эти чудные кони в наборной сбруе, эти бубенчики с малиновым звоном... и вместо этого будет ходить по земле какой-то коробок, вроде стряпучей печки, и без лошадей, и будет из него валить дым и свист».

Впрочем, в провинциальных городах дилижансы можно было увидеть еще и в начале ХХ века.

Оригинал статьи на моем сайте "Забытые истории" (всемирная история в очерках и рассказах)

-----------------------------------------------------------------------------
Вышла моя книга "Последняя война Российской империи" (см. описание книги и цены)
Мой сайт
Забытые истории всемирная история в очерках и рассказах


Tags: Белочке_понравилось
Subscribe

Posts from This Journal “Белочке_понравилось” Tag

promo simplehead april 17, 2014 02:37 614
Buy for 10 tokens
Здравствуйте, меня зовут Дикая Рыжая Белка. Я много пишу. Интересно пишу. это мой дайджест-журнал. Завела я его в далеком 2005 году. С тех пор заводила еще несколько, вела разные. на сегодняшний день - в этом журнале собраны все мои направления: мои украшения из бисера, мои увлечения (музыкой,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments