Дикая Рыжая Белка (simplehead) wrote,
Дикая Рыжая Белка
simplehead

  • Mood:
  • Music:

Интересующимся тюменским роком, но не читающим газет...

Лучший друг всех детей, Федор Крюгер, по совместительству работающий в "Вечерней Тюмени" и пишущий в нее некоторое количество статеек, доверил мне выложить их в жж. Самому-то лень чего-то сделать это...
Приводятся две: про "ЦГ" и про "ЦГ" и Ника.
Рыба из гастронома
Полумифическая тюменская группа «Центральный гастроном» внезапно и неожиданно для многих пробудилась от творческой спячки, и весной этого года на свет появилось нечто под странным названием «Латимерия».
На самом деле латимерия - это такая редкая живородящая рыба, обитающая исключительно близ Коморских островов. Почему новое творение «ЦГ» получило такое название - остается загадкой. По крайней мере, про каких бы то ни было рыб в нем не упоминается. Наверное, просто понравилось красивое редкое слово. Что ж, на безрыбье и латимерия очень даже ничего - ведь последний полноценный альбом «Звездные войны» коллектив выпустил в далеком 1993 году.
А сама группа образовалась в еще куда более 1985-м, когда в Киеве на экскурсии встретились два одиночества - Владимир Медведев (Джагер) и Игорь Емельянов (Малой). Так что в этом году «Центральному гастроному» стукнуло двадцать лет. К сожалению, ни в концертном зале «Россия», ни на Красной площади мы их не увидим, но зато есть повод вспомнить о славном боевом пути простых героев андеграунда.
«ЦГ» стало расшифровываться как «Центральный гастроном» ввиду того, что первые репетиции группы проходили как раз в том самом доме, где расположился известный магазин. Первоначально начинающие музыканты ориентировались исключительно на «студийную» работу, то есть собирались у кого-нибудь на квартире, когда родителей не было дома, распивали спиртные напитки, терзали раздолбанные гитары, сочиняли и исполняли песни. Их больше занимал сам процесс создания произведений, нежели их дальнейшее воспроизведение и уж тем более тиражирование. Готовая песня тут же записывалась на катушечный магнитофон, в качестве ударных использовались всевозможные кастрюльки, тазики, баночки и ведерки. В дальнейшем судьба ее была непредсказуемой - вплоть до полного забвения и стирания с магнитного носителя для того, чтобы записать новую, только что пришедшую в голову вещь. В подобном творчестве мог принять участие любой человек, случайно прихваченный с собой с улицы. Порой попадались довольно неожиданные люди, среди них были и творческие личности.
1989-1993 годы были для группы наиболее плодотворными: записывалось по два-три альбома в год, причем они каким-то образом сохранялись и даже распространялись среди мирного населения нашего города. «Центральный гастроном» настигала широкая известность в узких кругах. Тогда появились наиболее известные и, по мнению самих музыкантов, яркие альбомы: «Девочка дебильная», «Электропопс» и «Звездные войны», на тот момент вершина их творчества. Сложился и костяк коллектива для концертных выступлений. Помимо Вовы Джагера (вокал, гитара) и Игоря Емельянова (гитара, вокал) в состав «ЦГ» входили Дмитрий Колоколов (бас-гитара, вокал), Валера Кочнев (кастрюльки, ведерки, баночки, барабаны, вокал), Игорь Бедарев (гитара), на саксофоне дудел Антон Яшков. С подачи Валеры Кочнева был применен квадратно-гнездовой принцип стихосложения: за основу берется готовое стихотворение и или переписывается своими словами, или строчки переставляются по своему усмотрению, при этом могут смешиваться разные произведения, в результате чего выходящий материал обрастает новыми неожиданными, порой противоположными смыслами, возникают яркие образы.
В поэзии Валеры вообще присутствует значительная доля сумасшествия, это мир, вывернутый наизнанку и искалеченный до неузнаваемости, этакая здоровая шизофрения:
Как много водки было выпито,
И сколько выблевано зря,
Когда была зачата молотом
Индустриальная заря.
Многие тексты сочинялись по принципу буриме. Вообще, так как практически все «цэгэшники» в разное время обучались на местном филфаке, страстного и бережного отношения к слову у них отродясь не было, и они выделывали с текстом все, что хотели, доходя порой до крайней распущенности и цинизма. А люди слушали, и им это нравилось. Хиты из альбомов «ЦГ» в то время часто звучали на тюменских кухнях. А хитов было создано немало, чего стоит только «Ой девка, не ходи на кладбище», «Буденный»... приводить все не имеет смысла, места не хватит.
Что касается музыки, то качество ее, как и качество записи, оставляло желать лучшего, ведь писались-то на катушечные магнитофоны на допотопных «Уралах» и простых акустических гитарах, а ударные и вовсе были не всегда. Большинство альбомов представляет из себя скорее подобие квартирников или «кухонников», но зато каких! Что ни альбом, то шедевр Lo-fi. В этом плане выделяются только «Звездные войны», записанные на хорошем уровне. Но музыкантам было плевать на конечный продукт, ведь главное - сам творческий процесс.
С 1993 года с альбомами начались напряги, так как у «ЦГ» наступил «период стагнации» ввиду начала активной концертной деятельности: группа вышла из подполья на широкую сцену танцзала, «Строймаша» и ДК «Строитель». «Гастроном» принимал участие и во всех «Тюменских курантах», и в скандально известной поездке тюменских групп в Москву на фестиваль «Сибирский драйв». Но мало-помалу и концертная деятельность свелась на нет, наступил период вялости и апатии, музыканты занялись своими делами. Кто-то вырос из коротких штанишек рок-н-ролла и начал утверждать себя во взрослой жизни, кто-то посвятил себя алкоголизму, а кто-то тихо и мирно вил домашнее гнездышко. В итоге в 2000 году, вяло побарахтавшись в болоте тюменского рока, группа почила в бозе.
И вот, внезапно реинкарнировавшись, «Центральный гастроном» предлагает нам экзотическую «Латимерию». В альбом вошли старые, но до этого нигде не исполняемые песни в новой обработке. Что касается текстов, то они полностью соотносятся с концепцией квадратно-гнездового метода: наслоение и игра огромного количества смыслов, которые каждый может интерпретировать по-своему, а кому-то и вовсе стихи покажутся набором бессмысленных фраз и словосочетаний:
Отчего мы как бычки в томате,
Почему не яблоки в компоте.
Ты своеобразнее в кровати,
Чем мое начальство на работе.
Или хит местных времен и народов «На границе света и тени»:
Это наше прокрустово ложе
Молча бродит во тьме и в ночи.
Нас упрятали в грязные рожи,
Для которых нужны кирпичи...
Сведение альбома производилось при помощи современных компьютерных технологий. Налицо явная попытка перейти на более высокий уровень звучания, чем «ЦГ» ранее никогда не грешил. Качество, несомненно, улучшилось, хотя при этом частично исчез некий неповторимый «цэгэшный» дух, который выделял их из многочисленной когорты тюменских банд, - отвратным звуком, неразборчивыми текстами и при всем том каким-то невероятным кухонным драйвом. Ну, драйв вы получайте на концертах - этот альбом предназначен для прослушивания, а изменения пошли только на пользу: звук стал живым, каждый инструмент отчетливо слышно, а различные компьютерные эффекты добавляют разнообразия. Иногда, правда, меланхоличный вокал Джагера становится уж излишне приторможенным, но, как гласит поговорка, «таков он, Вовка Джагер».
Все же жаль, что все обошлось без Валеры Кочнева. Альбому явно не хватает его сюрреалистического идиотизма и своеобразной манеры исполнения текстов. В связи с этим надо сказать, что «ЦГ» на этом альбоме представляют Джагер и Игореха Бедарев, только им удалось заставить себя вернуться к музыкальному творчеству. В записи им помогали музыканты тюменских групп «Чернозем», «Синяя борода», а также Игорь Жевтун («Гражданская оборона») и лауреат всероссийских и международных конкурсов скрипачей Ксюша Коротаева.
Стиль «Латимерии» сами музыканты определили как спонтанно-концептуальный примитивизм. Не мне судить, но сдается, что в альбом понапихано много всего, что всегда было свойственно «Центральному гастроному», который в юные годы «процесса ради» не чурался без стеснения заимствовать из самых различных стилей и направлений - «лишь бы это было хорошо».
В целом получился достаточно профессионально сделанный альбом (если учесть то обстоятельство, что в жизни Джагер и Игореха Бедарев реализуют себя на другом, далеком от музыки, поприще), хотя у некоторых он легко может вызвать непонимание и даже отторжение. Зато ценителям и почитателям «Центрального гастронома» наверняка придется по душе. Говорить об альбоме больше не стоит, при желании его можно раздобыть и послушать.
Хотелось бы все-таки надеяться, на «Латимерии» «ЦГ» не остановится и порадует своих слушателей еще какой-нибудь экзотической живностью. Ведь есть же еще порох в пороховницах и шило в попе.
...А может, это была просто «рыба» и пора расходиться по домам?
Федор КРЮГЕР
P.S. Ознакомится, скачать, послушать можно: www.realmusic.ru/zg

А теперь еще одна
Заголовок
Ник Рок-н-Ролл: «Еще есть порох в некоторых пороховницах»
Одинокая урна, сиротливо стоящая у центрального входа в «Строитель», захлебывалась от переполнявших ее пустых пивных бутылок, когда наконец двери дворца культуры распахнулись и истомившийся и полупьяный народ хлынул в зал.
Пятничный концерт альтернативной рок-музыки, гвоздем программы которого было выступление внезапно наехавшего в Тюмень легендарного Ника Рок-н-Ролла, начался с опозданием на час. Тем не менее поклонники и друзья выступающих групп, да и просто любопытствующие не спешили расходиться и сполна вознаградили свое терпение, за что и были вознаграждены веселым расколбасом по-тюменски. Концертный зал оказался заполнен на треть, в принципе это неплохой показатель, так как последние рок-концерты собирали до безобразия малое количество публики. «Мы опешили, когда увидели, что в зале столько народу, думали, человек сорок придет», - сказал позже Ник. И этому есть объяснение: помимо Ника на участие в мероприятии были заявлены так называемые «приглашенные гости» - группы «Центральный гастроном» и «Тринадцать», соответственно, они увеличили число зрителей за счет любителей своего творчества. Как кажется, это весьма удачный ход организаторов, и в дальнейшем им не следует отказываться от подобной практики.
Гости пели и плясали
Первым на разогреве публики выпало выступать «Центральному гастроному». «ЦГ» появился на сцене после длительного перерыва, и этот перерыв пошел им только на пользу. Без преувеличения можно сказать, что это был их первый концерт, где они не облажались. В этом большая заслуга Сима, придавшего посредством своих клавиш хаотичной и безалаберной некогда музыке «ЦГ» качественное звучание. Да и в целом состав группы ведь практически новый, и куда более профессиональный. Это отметил и Ник Рок-н-Ролл: «На сегодняшний день, по крайней мере, то, что я увидел, это идеальный состав «Центрального гастронома», их можно смело вывозить в Москву». А то спорит?
Этим вечером зрителям были представлены старые хиты, такие, как «Буденный», «Ветерок», «Деньги», и песни с нового, распиариваемого музыкантами альбома «Латимерия». Все происходило очень цивильно: «цэгэшники» солидно расселись в ряд за спиной солиста: по правую руку гитарист, затем девушка с шутером (так, кажется, называется баночка из-под чипсов, наполненная каким-то сыпучим ингредиентом, издающим характерный звук), в центре Сим со своими выдающимися клавишами, слева расположились бас Игорь Бедарев и барабанщик с небольшой ударной установкой. Солист Вовка Джагер был в своем репертуаре: меланхолично стоял близ микрофона, рассматривая пол и производя незначительные движения руками, временами отлучаясь за кулису попить водички из специально припасенной по этому случаю бутылочки.
Зато гораздо активнее вел себя оператор «Регион-Тюмени», который, сбивая мониторы и роняя микрофонные стойки, в поисках нужного ему ракурса протер собой почти всю сцену. В конце концов Джагер начал ему слегка позировать и махать руками более интенсивно. Публика тихо попискивала от восторга, наслаждаясь уж было давно позабытым ощущением от сейшнов конца 80-х. Единственное, что, на мой взгляд, несколько портило впечатление от всего мероприятия, - это дым, который пер изо всех щелей, очень затрудняя рассматривать происходящее на сцене.
Сорвав бурные аплодисменты зала, «Цэгэшники» раскланялись и удалились в кулуары обсуждать свое выступление, а на сцене появился бывший мультимиллионер, а ныне музыкант Евгений Панков со своей группой «Тринадцать». «Мы собрались впервые тринадцать дней назад и репетировали полтора часа», - осведомил он присутствующих и после недолгой настройки выдал на-гора несколько драйвовых композиций в стиле «панк-off». «Хватит орать! Девушку давай!» - раздался робкий возглас из зала, после чего упомянутая девушка, супруга Евгения, скромно дудевшая до тех пор на флейте веселенького красного цвета, неожиданно спела несколько мелодичных песен на чистом украинском языке. Выступление вышло довольно контрастным, но успешным. Зал заводился с пол-оборота, и напрасно перед концертом Евгений боялся оказаться «между молотом и наковальней» - играть после «ЦГ» и перед Ником - первый блин не вышел комом: группа получилась неплохая.
...К концу выступления «Тринадцати» уже начало становиться непонятным, а кто тут, собственно, приглашенные гости, а кто - хэдлайнер? Но тут вышел Николай Францевич Рок-н-Ролл и быстро расставил все на свои места.
Великий и ужасный
Вообще, о концертах Ника трудно рассказывать, это надо видеть своими глазами. Каждое его выступление похоже на спектакль, где одна импровизация следует за другой. «Это то, что, может быть, называется рок-театром, - говорит о себе и своей группе Ник. - Вообще, я не считаю, что я пою, но меня выручают мои друзья - эффекты обработки». Но из этого странного, надрывного не то пения, не то декламации вдруг появляется нечто, что бьет слушателя в самую душу, будит какие-то глубоко запрятанные доселе инстинкты, будоражит мозговые извилины.
«Ник Рок-н-ролл - человек, в этой стране обреченный быть «легендой» и «первым панком». Личность безусловно культовая, Ник на каждом концерте выкладывается без остатка, до судорог, до безумия, пытаясь доказать очевидную истину: рамки одного жанра, «тусовочного» мировосприятия всегда были безнадежно узки для него, Актера,
манипулирующего душами. Группа «Трите души», сотрудничая с Ником, разрушает все устаревшие стереотипы, возникающие в сознании при упоминании Ника Рок-н-Ролла. Шокированный, смятенный зритель по достоинству оценивает и сценическое мастерство Ника, граничащее с врожденным даром шаманов, и сложную, драйвовую, психоделическую музыку его группы», - пишет YankoWitch в пресс-релизе к последнему альбому Ника «Половина тринадцатого», убавить и прибавить тут нечего.
Ник остался все тем же старым добрым Ником, каким мы привыкли видеть его в прошлые посещения Тюмени: та же самоотдача, та же энергетика, бешено разлетающаяся со сцены и переполняющая зрительный зал. Будьте уверены, во время выступления Рок-н-Ролла не бывает равнодушных зрителей, на каждого его пение, музыка и манера исполнения оказывают какое-то воздействие, которое бесследно не проходит.
Не все, конечно, способны воспринять и осмыслить произошедшее с ними. На некоторых творчество Ника производит отталкивающее впечатление. В одном «живом журнале» после нынешнего концерта появилось сообщение о том, что якобы «те, кто увидел Ника впервые, разочаровались, заявив, что он похож на старого пузатого педика». Я не преминул поведать об этом объекту высказывания. Привожу вкратце ответное слово: «Значит, молодые очень, значит, они не туда попали. Ко мне подходили разные люди, говорили хорошие слова по большому счету... Если бы я увидел того, кто сказал, что я старый пузатый педик, я бы ему дал п... по голове просто с такой скоростью, потому что у этого старого пузатого и прочего педика еще есть порох в некоторых пороховницах. Сейчас я стал достаточно агрессивен по отношению выпадов в адрес меня. Вот в одной газете написали: «Этот панк-рокер с пивным животиком совершенно не понимает окружающую действительность». Класс! Как тебе это все? Животик - это внешнее, все дело в душе. Поэтому меня это как-то никаким образом не смущает, а только радует и злит, а злость - это очень хорошее чувство, если только правильно его применять. Как, допустим, ты ядерную энергию применяешь. Все здорово. А применяешь неправильно - бабах - хиросима, фьють - Нагасаки. Злость правильно надо применять. Я в Тюмени, кстати, еще в щадящем режиме играю. Потому что - Тюмень, потому что - давно не виделись. Когда мы играли в Свердловске, там был далеко не щадящий режим...»
...И хоть на этот раз Ник не поливал сцену кровью, тем не менее драйва было и без этого. Звучали и старые, хорошо известные песни типа «Печального уличного блюза», и песни с нового альбома, который, к сожалению, до Тюмени добирается с трудом. К концу выступления Коля облачился в мундир дивизии «Мертвая голова», который у некоторых зрителей вызвал недоумение, но на поверку оказался самодельным, с надписью на рукаве: «USA». Просто таким образам недвусмысленно был выражен протест против политики Соединенных Штатов. «Ну и немного хотел шокировать публику», - признался Ник с видом напроказившего Карлсона.
...Шоу получилось - впрочем, как и всегда, - зрелищным. Ник со товарищи слегка встряхнули очумевшее от однообразия тюменское рок-болото. Охмелевшие от увиденного, зрители отправились по домам догоняться пивом, унося в себе частицу великого и ужасного героя русского андеграунда Николая Францевича Кунцевича по прозванию Рок-н-Ролл.
Федор КРЮГЕР


Ник Рок-н-Ролл о...
...о творчестве
Недавно мне задали вопрос: почему я этим занимаюсь, 44-летний человек, у которого уже, по идее, должны быть дом, семья. Я ответил: все зависит от того, как ты относишься к своей юности. Я решил в ней остаться...
...о быте
В жизни очень незатейливый, живу в селе Афимьино, лежу себе на кровати, смотрю всякие передачи, всякие видики смотрю, соответственно, жирею, веду неподвижный образ жизни. В селе меня мало знают, зато хорошо знают на трассах, девушки с трасс. Когда я приезжаю с концертов, читаю им стихи, иногда пью. Есенинщина у меня еще осталась...
...о животике
Вот взгляни на солиста из «Би-2»: красавец какой, а беспонтовщина полная совершенно абсолютно. Мне хотелось задать ему такой вопрос: о чем ты поешь, но не получается, не состыковываемся.
...о том, как проснуться знаменитым
Есть два типа агентов: либо сексапильная барышня, которая ложится под работодателя и делает так, что группа будет играть, либо старый прожженный всезнающий еврей. Среднего не дано. Вот Гройсман, например, у «Чайфа». Там - ух! Я говорю о молодых группах. Это двадцать первый век, к сожалению, этот звериный, безбашенный, чем-то симпатичный...
...о свободном времени
Живешь себе безбашенно... А когда у человека появляется своя квартира, у человека, может быть, моего психотипа... Представьте: своя комната, откуда не попросят, телевизор, видео, причем хорошее видео. Нет, конечно, на самом деле в свободное время я хотел бы... Я очень люблю красивых девушек, заниматься с ними любовью, несмотря на то, что я похож... (смех - тут Ник вспомнил про педика). На самом деле я очень люблю женщин красивых. Это один из моих пунктиков каких-то. Я Лев по гороскопу, я стараюсь, чтобы в постели женщина чувствовала себя комфортно, я не эгоист. Это одна из составных частей моего свободного времени. Плюс общение с хорошими людьми.
...о русском Игги Попе
После этого я начинаю ненавидеть Игги Попа. Это чушь собачья. Это палево, это сильно обламывает, мешает, засоряет экран. Сначала было лестно, лет десять назад. Это все началось с моих перформансов, которые я делал в Москве в 80-х годах, 1983-1984-м. У меня была концепция некая: «На капле крови вырастает цветок», и я во время концертов... вот у женщин в гримерной карандаши, а у нас, у мужчин, гримерным карандашом была бритва. Только это происходило во время концертов...
...о прошедшем концерте
Я здесь в Тюмени увидел то, что было когда-то тогда, в середине 80-х, в ДКЖ. Есть такое ощущение?
Subscribe
promo simplehead april 17, 2014 02:37 614
Buy for 10 tokens
Здравствуйте, меня зовут Дикая Рыжая Белка. Я много пишу. Интересно пишу. это мой дайджест-журнал. Завела я его в далеком 2005 году. С тех пор заводила еще несколько, вела разные. на сегодняшний день - в этом журнале собраны все мои направления: мои украшения из бисера, мои увлечения (музыкой,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments